Транспортная компания потеряла груз

менеджер отдела по работе с клиентами
987
2 мин.
Дата публикации:
Обновлено:

В списке претензий, предъявляемых клиентами к транспортным компаниям, жалобы на утрату груза стоят на втором месте после порчи товаров. И это неудивительно, учитывая насколько велик грузопоток и сложны логистические маршруты. Груз может быть утрачен в процессе погрузки-разгрузки, во время ДТП по пути следования, по вине экспедитора, при возникновении нештатных ситуаций в процессе транспортировки. Но, независимо от причин порчи/утраты, ответственность экспедитора за сохранность перевозимых товаров регулируется Федеральными законами и Гражданским кодексом, а определяется в размере:

  • объявленной стоимости груза (или же утраченной части);
  • подтвержденной документами стоимости товаров (или их части), если при оформлении перевозки объявленную стоимость по каким-то причинам не указали.

Кроме того, если клиент сможет доказать, что утрата груза привела к дополнительным финансовым потерям, то перевозчику/экспедитору придется возместить еще и упущенную выгоду. Но, чтобы получить компенсацию, необходимо соблюсти все формальности. Итак, разбираемся, какие действия следует предпринять, если транспортная компания потеряла груз.

Порядок действий при утрате груза

Если груз вообще не доехал до места назначения или же экспедитор/транспортная компания потеряла часть груза, нужно:

Зафиксировать инцидент

Для этого составляется соответствующий акт (он оформляется совместно с экспедитором), в котором указывается:

  1. Факт утраты.
  2. Что именно утрачено (наименование груза, количество/объем, марка/модель, стоимость) — при частичной утрате груза нужно вместе с экспедитором сверить все позиции, и зафиксировать, чего конкретно нет. А если этого не сделать, частично потерянный груз после прибытия в пункт назначения и передачи получателю будет считаться доставленным полностью (исключением являются грузы, утрату которых невозможно выявить обычной сверкой или пересчетом).

Уточнить причину утраты груза экспедитором

Тут имеет значение все: и непосредственно причина (мошенничество при отправке/транспортировке, халатность экспедитора компании-перевозчика, кража, стихийное бедствие, пожар), и количество утраченных грузов (пострадал только один или все). Некоторые перевозчики страхуют свою ответственность (и ответственность водителей-экспедиторов), и при возникновении страхового случая они сами заинтересованы в максимально оперативном возмещении убытков клиентам. Так, в случае пожара в грузовом автомобиле, перевозящем груз, экспедиционная компания заявляет о наступлении страхового случая, и страховщик компенсирует стоимость утраченного груза и убытки перевозчика. Доводить дело до судебного разбирательства при наличии страховки экспедитору смысла нет, поскольку он тоже заинтересован в скорейшем решении вопроса.

Проверить условия договора поставки

Уточнить условия договора важно для выяснения, кто является пострадавшей стороной при утрате груза экспедитором: отправитель или получатель. Если в документе прописано, что право на транспортируемый груз переходит к покупателю только при его получении после прибытия к месту назначения, то пострадавшей стороной является грузоотправитель. И именно он должен компенсировать грузополучателю стоимость оплаченного по договору поставки товара. Соответственно, и разбираться с перевозчиком/экспедитором придется тоже грузоотправителю/продавцу, а не покупателю/получателю.

Составить претензию

Претензионный порядок установлен Федеральными законами № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности», а также № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», и для получения положительного результата ему нужно строго следовать.

В претензии к экспедитору (перевозчику) необходимо указать:

  • имеющуюся проблему;
  • логистический маршрут;
  • информацию о грузе (маркировку, наименование, количество мест, стоимость);
  • дату и место, где была зафиксирована утрата.

А дополнить претензию следует несколькими приложениями — документами, которые подтверждают:

  • передачу груза перевозчику/экспедитору (это может быть накладная, экспедиторская расписка);
  • стоимость груза (счетом, товарной накладной);
  • банковские реквизиты для перевода денежной компенсации, если претензия к экспедитору будет удовлетворена;
  • полномочия подающего претензию человека (если в роли подписанта выступает представитель пострадавшей стороны, потребуется доверенность).

К претензии прикладываются копии подтверждающих транспортировку груза бумаг — оригиналы необходимо оставить себе, ведь если экспедитор откажет в удовлетворении претензии, они потребуются для подачи заявления в суд.

Важно! На сайтах многих транспортных компаний имеются образцы претензий, соответствующие требованиям действующего законодательства, которые можно использовать при обращении по поводу утраты груза.


Подать претензию в транспортную компанию

Обратиться к экспедитору с претензией нужно максимально быстро, так как на это законом отводится полугодовой срок. Документ подается в 2-х экземплярах, при этом на 2-м экземпляре, который после регистрации возвращается заявителю, транспортная компания должна поставить отметку о получении претензии. Отметка подтверждает факт обращения к перевозчику/экспедитору с претензией, и должна содержать такую информацию, как:

  • дату поступления претензии;
  • регистрационный номер по журналу входящих документов;
  • штамп или печать.

Претензию экспедитору/перевозчику лучше подавать лично и сразу забирать второй экземпляр с отметкой транспортной компании, но можно отправить документ и почтой. Для пересылки требуется один экземпляр претензии, а письмо должно быть заказным с описью вложения и уведомлением о вручении (отправителю письма необходимо сохранить и второй экземпляр описи, и квитанцию об отправке!).

По закону для ответа на претензию дается 30 дней, а по результатам ее рассмотрения перевозчик должен сообщить заявителю о принятом решении. При положительном решении вопроса на счет заявителя экспедитором будет переведена требуемая им за утрату груза сумма. А в случае отказа от возмещения по претензии или выплаты компенсации в размере меньше заявленного, пострадавший клиент транспортной компании имеет право обратиться в суд. Установленный законом срок обращения в суд для разрешения спора по поводу компенсации за утраченный экспедитором груз составляет один год. При этом пострадавшая сторона должна будет доказать не только размер, но и обстоятельства причиненного экспедитором убытка.

Юридическая помощь при утрате груза

Если экспедитор или транспортная компания потеряла груз, и вы не знаете, что делать, лучше сразу обратитесь за помощью к квалифицированному юристу, который специализируется на транспортных спорах. Это важно сделать как можно скорее — в идеале сразу после того, как вы узнали об утрате груза и до составления акта и подачи претензии перевозчику. Это позволит увеличить вероятность положительного решения вопроса и выплаты компенсации еще на стадии рассмотрения претензии на 40-50 %. Ну, а если экспедитор не готов урегулировать конфликт добровольно, удовлетворив претензию, и избежать судебного разбирательства не удастся, юрист возьмет на себя все хлопоты по подаче искового заявления и будет представлять ваши интересы в суде.

Комментарии (0)

Читайте также

Где найти коробки для переезда
04.08.2022 Где найти коробки для переезда
Елена Румянцева
менеджер отдела по работе с клиентами
Особенности грузоперевозок
28.06.2022 Особенности грузоперевозок
Мария Захарова
Руководитель отдела по работе с клиентами
Виды международных грузоперевозок
01.06.2022 Виды международных грузоперевозок
Феликс Дёмин
основатель компании